ГЕРОЛЬД ДИНАСТИЧЕСКОГО ОРДЕНА КОРОЛЕВСКОГО ДОМА ДЕ ЛУЗИНЬЯН

Воскресенье, 05.01.2025, 08:35

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Армянские львы ранних гербовников-продожение 3 | Регистрация | Вход

 

 Армянские львы ранних гербовников-продожение 3


  Стандартное обращение армянского льва гелдернского сборника (а оно таковое, потому что нет специального указания об обратном) относит его по композиционной постановке к правлениям Левона II и Левона III, так как на драмах Гетума I хранящие в лапе крест-посох коронованные львы направлены в противоположную сторону – вправо (геральдически влево). Интересно, что вышеприведенное описание, возможно, дает нам шанс представить, как мог выглядеть в цвете герб первого короля Киликийской Армении, Левона Великого, так как на основании рисунков монет это, по понятной причине, сделать невозможно. Обратим внимание на то, что основными цветами композиции, заполняющими поле щита и фигуру льва, остаются – как и на других армянских рисунках и блазонах гербовников – золотой и красный. 

          Традиция представления армянского льва (lion d’Armenie) в гербовниках XV в. была продолжена. Французский Armorial d’Urfe (около 1425 г.) в качестве армянского герба предлагает классического в золотом поле красного льва (d’or au lion de gueules). В другом сборнике того времени – Armorial du "Heraut Hongrie” (приблизительно 1460 г.) – лев Армении представлен в золотом поле щита с беличьей каймой – d’or au lion de gueules a la bordure de vair.

Особенно примечательно и любопытно то, как отражена армянская геральдическая символика в германских гербовых "коллекциях” XV-XVI вв. Нельзя забывать, что при учреждении Армянского королевства тагавор Левон принес оммаж императору Священной Римской империи, и таким образом стороны формально оказались связаны вассально-сеньориальными отношениями, продлившимися, однако, очень недолго. Тем не менее, стечением обстоятельств Левон II, так же как и Ричард Львиное Сердце, на короткое время стал одним из королей империи, а это, в свою очередь, подразумевало его право на участие в выборах кайзера – как пассивное (то есть Левон Рубенян формально-юридически мог быть избран императором), так и активное. Вероятно, географическая удаленность местопребывания тагавора и наличие множества других насущных проблем не оставляли ему шансов реализовать эти возможности в те бурные годы начала XIII столетия, когда между несколькими группировками знати шла нешуточная борьба за имперский трон. Кроме того, мы знаем, что кайзер Генрих VI послал Левону специально для церемонии коронации и исполнения обряда инвеституры знамя с львиной эмблемой; то есть можно сказать, что германская империя имела непосредственное отношение к рождению армянского королевского герба. Поэтому наш особый интерес к германским геральдическим собраниям оправдан и не напрасен.

Первый труд, на который в связи с этим хотелось бы обратить внимание, был создан по случаю и по следам состоявшегося в 1414-1418 гг. грандиозного по тем временам действа, вселенского собора, созванного в южногерманском городе Констанце – того самого мероприятия, решениями которого был сожжен обвиненный в ереси Ян Гус. Вряд ли упоминание об этом высоком собрании попало бы в наше исследование, если бы некий констанцский бюргер по имени Ульрих Рихенталь (Ulrich Richental), очевидец происходивших в его городе на протяжении этих четырех памятных лет событий, не взялся бы написать об увиденном и услышанном пространную иллюстрированную хронику. В свой большой труд – некоторого рода репортаж о великой "встрече в верхах” – он включил не только большое количество сопровождающих и "подкрепляющих” повествование рисунков сцен и действ, происходивших во время собора, но и множество (около восьмисот) изображений гербовых щитов самых различных высокородных персон – как отметивших мероприятие своим присутствием, так и отсутствовавших на нем (некоторые представленные автором-составителем геральдические рисунки, как это часто бывает в средневековых собраниях гербов, приписываются правителям вымышленных, несуществующих государств). Специалисты полагают, что "коллекция” щитов Рихенталя является весьма ценным и достоверным источником информации об "экспонатах” средневековой геральдики. Масштабная работа констанцского бюргера была закончена около 1425 г., но она не сохранилась в оригинале. До наших дней дошло несколько копий, некоторые из которых весьма ранние – сделаны в середине XV столетия (1460-е гг. и даже раньше). При этом следует помнить, что каждая из них по-своему отражает утерянный оригинал, и не во всех этих манускриптах передан первоначальный комплект рисунков. Поэтому мы постараемся воспроизвести интересующие нас "экспонаты" коллекции геральдических щитов Рихенталя по опубликованной учеными одной из наиболее полных ее копий, хранящейся в городе Констанц – то есть там же, где был создан оригинал.

Подчеркнем, что ко времени написания "Хроники Констанцского собора” Армянское государство в Киликии, павшее в 1375 г., уже полвека как прекратило свое существование: последний тагавор Сисвана Левон VI скончался в Париже в 1393 г., после чего титул "король Армении” перешел к его родственникам – кипрским Лузиньянам. Иллюстративный ряд "Хроники Констанцского собора” включает в себя несколько гербов, которые можно назвать армянскими. Учитывая подчеркнутое выше обстоятельство, вряд ли можно утверждать, что Ulrich Richental видел их "в деле” – на знаменах в руках герольда, – а не почерпнул из какого-нибудь письменного или устного источника. Важно также отметить, что армянские щиты разведены его стараниями по разным местам того раздела рукописи, где идет перечисление государей известного автору-составителю мира, сопровождаемое соответствующими геральдическими рисунками. Правителей множества стран Richental "распределяет” по трем частям света – Азия, Африка и Европа; армянские гербы хроники отнесены к первой и третьей из них, правда, представление констанцского бюргера об условных пределах этих трех континентов несколько отличается от современного, но это не суть важно. "Хроника Констанцского собора” Ульриха Рихенталя – первый гербовый реестр, где мы наблюдаем следующий порядок представления нашей королевской символики: присутствие как минимум двух армянских щитов с львиной эмблемой, отличающихся по геральдическому содержанию, отнесенных к различным группам стран (частей света), и сопровождение их не полностью сходными по написанию географическими обозначениями Армении. Вслед за Рихенталем эту "систему” продолжили другие составители гербовых реестров, в чем мы убедимся ниже. А пока попробуем ознакомиться с ней на примере интересующих нас иллюстраций констанцской рукописи.

Первый по порядку представления армянский герб хроники Рихенталя мы находим на листе 130, в окружении символики тех стран, которые находились под властью монгольского хана. В середине нижней тройки гербов виден увенчанный большой короной геральдический щит; в червленом (красном) поле этого щита красуется серебряный коронованный (золотой короной) стоящий лев, смотрящий впрямь (de gueules au lion statant guardant d’argent couronne d’or), над спиной (туловищем) которого находится простой равносторонний золотой крест. В качестве деталей этой композиции отметим высунутый язык льва (который не выделен отдельным цветом) и хвост, поднятый и извивающийся таким образом, что крест кажется расположенным между ним и головой животного. Под щитом написано – "Rex Hermenie ist under dem Kaiser kan” – что, вероятно, означает: перед нами герб правителя Армении, находящегося под властью хана. (см. рис. 7)

Обратим внимание на то, что представленная геральдическая сцена (и по типу льва, и по месту расположения креста) больше всего похожа на ту, которую можно встретить на реверсах некоторых драмов Левона III (разница только в том, что крест на монетах является частью длинного, выступающего из-за туловища животного, посоха). Особо подчеркнем, что только на монетах этого короля сочетаются два таких характерных для нумизматической символики тагаворов разных периодов "признака”, как наличие у льва короны и помещение крестообразного знака над (за) спиной животного, а не в его лапу. Обозревая герб, отметим его цветовой "ансамбль”: червлень (красный цвет) – золото – серебро. Уже во второй раз мы встречаем щит короля Армении с красным полем вместо более "привычного” – золотого. Впервые с таким вариантом мы столкнулись на примере одного из армянских гербов L’Armorial Wijnbergen, правда, там лев представлялся в золоте, а не серебре, да и крест был другого типа (патриарший) и выступал из-за туловища хищника (а не "висел” над ним). Но сходство между двумя сопоставляемыми нами геральдическими сценамигербовника Wijnbergen и собрания "Хроники Констанцского собора” все равно весьма заметно; и этот факт порождает определенные мысли о том, какие гербовые реестры могли служить для Ульриха Рихенталя источником информации о включенных в его коллекцию армянских щитах.

На листе 133 автором названы правители ("короли”), находившиеся когда-то, с его точки зрения, в сфере влияния татар, а ко времени написания "Хроники Констанцского собора” оказавшиеся под властью султана. Их представляют шесть щитов, расположенных в три ряда по два. В верхнем ряду мы видим два почти одинаковых герба: в золотом поле щита, увенчанного золотой короной с крестом на вершине, красный лев, смотрящий впрямь (львиный леопард). Язык у него высунут, но того же цвета, что и сам хищник; когти же, скорее всего, серебряные – d’or au leopard lionne (или lion rampant guardant) de gueules arme d’argent. Различие между двумя гербами сводится к тому, что на левом из них на плече (лопатке) льва изображен простой равносторонний золотой крест. Поэтому блазон этого щита необходимо дополнить формулировкой ...charge sur l’epaule d’une croix d’or. К описанному здесь рисунку относятся следующие пояснения: "Der Kaiser von der grossen und hinder Ormania”, а также "Der Kung ist under im und hai?t och Kung von der hindern Ormania”. (см. рис. 8)

Логическим образом можно заключить, что в передаче определения "hinder” в работу копииста вкралась ошибка. Он допустил неточность при написании всего лишь одной первой буквы: вместо абсолютно неподходящего по контексту слова "hinder” он, вероятно, должен был написать "minder”, что означает "меньший” или в данном случае – "малый”. Только тогда процитированные фразы представляются осмысленными, понятными и логически законченными: "Der Kaiser von der grossen und minder Ormania” – "кайзер (император) Великой и Малой Армении”; "Der Kung ist under im und hai?t och Kung von der mindern Ormania” – "король служит ему (досл. – находится под ним) и называется также королем Малой Армении”. То, что предлагаемая нами логическая замена определения "hinder” на "minder” вполне обоснована, подтверждается тем, что ниже, в ряду текстовых пояснений хроники, появляются две "параллельные” фразы – "zu Ermani der grossren” и "zu Ermani der mindern”, причем одна из них (первая) сопровождена гербовым рисунком. Таким образом, можно прийти к выводу, что в геральдической коллекции Рихенталя сделана попытка – на мой взгляд, с очень путаными и трудно поддающимися анализу результатами (быть может, по вине копиистов) – разделить армянскую символику по географическому принципу, заявив одни щиты – как представляющие основную, Великую Армению, а другие – как относящиеся к Малой, в данном случае, очевидно, Киликийской Армении. (см. рис. 9)

Следующий армянский щит мы находим на листе 138, в той части собрания, где изображены гербы европейских правителей (в компании с ним представлена символика королей Дании, Сицилии, Швеции, Кипра). Сопровожденный краткой припиской "zu Ermanie der grossren”, он несет в золотом поле классического красного льва, вероятно, с серебряными когтями – d’or au lion de gueules (arme d’argent). (см. рис. 10)

От коллекции Рихенталя перейдем к еще одному рисованному рукописному германскому гербовнику – Miltenberger Wappenbuch (составлен между 1486 г. и 1500 г.). Этот сборник предлагает нам два армянских герба. На одном, чьим носителем, судя по пояснению, объявлен "der Kaiser von der Grossen Armenien”, представлен в золотом поле коронованный золотой короной красный идущий лев, смотрящий впрямь (леопард), с когтями и языком лазурного цвета (как в гелдернском гербовнике) – d’or au leopard (или lion passant guardant) de gueules arme lampasse d’azur couronne d’or. На втором, с обозначением "der Kaiser de Woerden Armenien”, изображен четырехчастный щит (с гребнем-нашлемником), в первой и четвертой части которого нарисован в серебряном поле красный лев. Miltenberger Wappenbuch – из "поколения” последних рукописных гербовников. Начавшаяся в XV в. эпоха книгопечатания существенным образом отразилась и на работе по составлению геральдических реестров. Они все чаще стали выпускаться в виде печатных изданий; при этом для передачи цветов использовались штриховая раскраска или буквенные обозначения. Но информация, необходимая для их составления, тем не менее, в значительной мере черпалась из старых, рукописных гербовников (или их копий, содержащих зачастую немало ошибок).



Продолжение статьи  ЗДЕСЬ




Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0