ГЕРОЛЬД ДИНАСТИЧЕСКОГО ОРДЕНА КОРОЛЕВСКОГО ДОМА ДЕ ЛУЗИНЬЯН

Суббота, 27.04.2024, 16:21

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Армянские львы ранних гербовников-продолжение 4 | Регистрация | Вход


Армянские львы ранних гербовников-продолжение 4

Но на "гелдернском” армянском гербе появляются и дополнительные, можно сказать, второстепенные, краски – лазурь (синий) и серебро (белый), с применением которых исполнены такие детали геральдического сюжета, как корона, жезл, когти и язык животного. Таким образом, в целом гербовый щит короля Армении из реестра L'Armorial universel… dit «Gelre» четырехцветный: красно-желто-сине-белый. Правда, необходимо отметить одно важное отличие описанного выше "гелдернского” армянского льва от его "родича” с монет и печатей.

Одним из первых печатных гербовых сборников можно считать издание знаменитого нюрнбергского художника-гравера, оформителя книг Виргила Солиса (Virgil Solis) под названием Wappenbuchlein, выпущенное в 1555 г. По уже обозначенной германскими гербовниками традиции армянских щитов в этом реестре два, и они разведены по разным географическим разделам. Воспроизведем их изображения и сформулируем описания по одному из переизданий книги Солиса, осуществленному в 1882 г.

На 28-й странице в окружении гербов восточных государств представлен увенчанный короной геральдический щит, надписанный "Hermenie”; в него заключен шествующий коронованный лев под крестом, причем эта композиция по стилю рисунка очень напоминает львиную сцену первого из описанных нами армянских гербов коллекции Рихенталя. Тем не менее, при их сравнении можно разглядеть два заметных отличия: во-первых, лев из книги Солиса, вероятнее всего, идущий, а не стоящий (на это указывает одна из поднятых и вытянутых вперед передних лап); во-вторых, его голова смотрит в сторону, по направлению обращения/движения (то есть это леопардовый лев), тогда как у сравниваемого с ним хищника из "коллекции” Рихенталя – впрямь (леопард). Отметим такую особенность изображенного на приведенном рисунке гербового животного, как высунутый язык, а также любопытную "живописную” деталь – земную твердь под лапами льва. (см. рис. 11)

На следующей, 29-й, странице в компанию гербов западных, а точнее сказать, средиземноморских государств и земель (Сицилии, Арагона и Каталонии, Кастилии, Кипра и др.) помещен щит с короной, надписанный словом "Armenia”. На нем изображен классический коронованный лев. (см. рис. 12)

Что касается цветового оформления армянских гербовых композиций книги Солиса, то о нем можно сказать следующее. На обоих щитах одни и те же буквенные знаки в поле щита (w) и на фигуре хищника (r), представляющие собой принятые в германской практике блазонирования в эпоху отсутствия цветной печати обозначения геральдических цветов по их первым буквам (weiss – белый и rot – красный), указывают нам на то, что на 28-й странице нам предъявлен в серебряном поле идущий красный коронованный лев (леопардовый лев или d’argent au lion passant de gueules), с равносторонним крестом над спиной; а на 29-й – в серебряном поле красный коронованный лев (d’argent au lion rampant de gueules).

Просмотрев немалое количество геральдических реестров, мы можем оценить картину, складывающуюся в нашем представлении об историческом гербе Королевства Армения. Очевидно, что все описанные и продемонстрированные выше изображения, образно говоря, из одного "рода-племени” – они объединены "персоной” армянского геральдического льва. Расхождения же в представлении разных элементов герба (например, цветовом оформлении поля щита и самого льва) могут свидетельствовать: либо об имевшем место процессе исторической эволюции этого важнейшего атрибута государства со времен первого тагавора Левона II (конец XII в. – начало XIII в.) и до последних королей Армении (в том числе и титулярных, то есть носивших титул уже после падения королевства, с конца XIV столетия); либо о допущенных компиляторами и копиистами реестров ошибках, выразившихся в отдельных случаях в некорректном воспроизведении тех или иных деталей рисунков щитов или неточной формулировке блазонов.

Какое из двух высказанных допущений ближе к истине? Полагаю, имело место и то, и другое; однако, применительно к европейским гербовникам, второму фактору, на мой взгляд, следует отдать некоторое предпочтение, так как большинство составителей геральдических реестров черпали информацию о символике короля такой удаленной земли, как Армения, из других, более ранних рукописных реестров, а те имели свойство со временем "терять” краски (по тем временам, не всегда достаточно стойкие). Одним из характерных последствий этого процесса являлось "превращение” золотого (желтого) цвета в белый, который, естественно, полагалось интерпретировать уже как "серебро”. Поэтому компиляторы новых реестров, если одним из источников для них служил такой "теряющий” краски гербовник, иногда и ошибались в передаче цветовых сочетаний – в результате появлялась серия не совсем "корректных”, объединенных одинаковыми неточностями, щитов или (и) блазонов. Мы уже говорили, что среди прочих других в совершении именно такой погрешности – "серебро вместо золота” – "подозревается” учеными составитель Lord Marshal’s Roll. Но геральдический лев Армении (lion d’Armenie) изображен на белом фоне не только в этом английском сборнике, но и в двух вышеприведенных германских каталогах – книге Солиса и гербовнике Miltenberger. Этому "размножению” версии щита с серебряным полем есть свое логическое объяснение и с точки зрения "теории ошибки”. Ведь понятно, что стоит неточности "утвердиться” в одном источнике, и она дальше будет множиться по многих рукописям и печатным изданиям, смущая умы исследователей более поздних веков. Тем не менее, вопрос о том, чем является вариант геральдического щита с серебряным (белым) полем – реально существовавшей самостоятельной версией герба, представлявшей один из этапов эволюции армянской королевской символики, либо результатом ошибки составителя (а быть может, переписчика) какого-нибудь гербовника – пока остается открытым.

Важно также отметить следующую закономерность: три вышеприведенные германские коллекции (из "Хроники Констанцского собора”, гербовников Miltenberger и Солиса), а также L’Armorial Wijnbergen предъявляют сразу два армянских королевских герба и, соответственно, два типа геральдического льва, один из которых – классический восстающий или, говоря по-иному, вздыбленный (lion rampant; в собрании Рихенталя "встречается” и lion rampant guardant, то есть, львиный леопард), а второй, как правило, – идущий (леопард или леопардовый лев – lion passant или lion passant guardant). Естественно, возникает вопрос: откуда пошло и что означает это "раздвоение”, и можно ли заключить, что начало ему положил самый ранний из французских реестров – L’Armorial Wijnbergen? Обратим внимание на то, что в германских гербовниках под это разделение подводится географическое, точнее даже, геополитическое обоснование: армянские щиты разводятся по разным частям света, одни попадают "в компанию” европейских (западных, средиземноморских), другие – восточных (как реальных, так и вымышленных) стран и государств. При этом они и надписываются (поясняются) по-разному. Например, в книге Солиса отнесенный к средиземноморским государствам герб с вздыбленным армянским львом сопровожден словом "Armenia”, тогда как щит с его идущим "собратом” обозначен как "Hermenie”. Кстати, это географическое определение, да и сам приложенный к нему герб Virgil Solis наверняка "позаимствовал” у Рихенталя – там оно присутствует "один в один” (Rex Hermenie…), да и соответствующие рисунки почти совпадают с той лишь разницей, что Солис изменил один цвет и "повернул” в сторону голову льва. А восстающие хищники армянских щитов "Хроники Констанцского собора” подписаны словами "Ormania” и "Ermаnie”.

Еще одним характерным для германских гербовников признаком разделения армянской символики по географическому признаку является использование применительно к слову "Армения” (в том или ином конкретном его написании) хорошо известных и достаточно широко применяемых историко-территориальных определений "Великая” ("grossen”) и "Малая” ("minder” или "woerden”) – такой подход мы отмечаем в гербовнике Miltenberger и коллекции "Хроники Констанцского собора”. Причем при сопоставлении "комплектов” армянской символики трех исследуемых нами германских геральдических реестров проясняется довольно интересная закономерность.

Гербом "Великой Армении” (под этим определением понимается "континентальная”, "основная” Армения) представляется именно тот щит, который демонстрируется обычно среди гербов восточных государств и несет на себе идущего (или стоящего) "льва под крестом” (леопард или леопардовый лев), непременно коронованного. Заметим, что эта композиция очень похожа на славную эмблему "Львиных ворот” многолюдного и широко известного в Средневековье во всех странах и весях (в том числе и в Европе) города "тысячи церквей” Ани (отличие между ними в том, что у анийского льва-барса обратное обращение и нет короны). И вполне обоснованно, что именно она символизирует в германских гербовниках давно к тому времени утратившую свою государственность Великую Армению. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что она широко использовалась и в киликийской эмблематике, в частности на монетах тагаворов Сисвана. Что касается герба так называемой "Малой”, в данном случае – приморской Киликийской Армении, то его мы находим в компании щитов западных, средиземноморских королевств, и он несет классического восстающего льва (lion rampant) без короны. Только в одной коллекции – собранной Рихенталем – вздыбленный лев Армении смотрит впрямь, то есть приобретает качество львиного леопарда; в остальных – его взгляд обращен в сторону.

Если вывести пока за скобки цветовую составляющую армянских геральдических композиций трех исследуемых германских геральдических сборников, то можно констатировать, что вышеобозначенная закономерность прослеживается настолько очевидно, что дает нам основание говорить о двух генеральных типах армянского льва европейских гербовников (причем обратим внимание на то, что этой "парочке” положил начало уже самый ранний реестр – L’Armorial Wijnbergen). Обобщив вариации, мы получаем возможность охарактеризовать их следующим образом: 1) восстающий лев (lion rampant), без короны; 2) коронованный идущий лев, смотрящий впрямь, или леопард (lion passant guardant couronne или leopard couronne) с крестом за (над) спиной.

Не является ли наличие этих двух типов одной из базисных данностей армянской средневековой геральдики? Быть может, они сошлись в эмблематике венценосцев Киликийской Армении и существовали одновременно, став, таким образом, символическим выражением громкого и объемлющего титула
ԹԱԳԱՎՈՐ ԱՄԵՆԱՅՆ ՀԱՅՈՑ ("король всей Армении” или "…всех армян”), который формально объединял под властью или влиянием тагаворов Сиса все армянские земли как глубинной "Великой” Армении”, так и приморской "Малой”… Следовательно, не является ли символическая композиция с двумя разделенными крестом львами (парный герб) монет Левона Великого и других тагаворов геральдической формулой этого славного титула – не в том ли идея, что два льва, символизирующих разные части одного и того же рассеявшегося в годы сельджукских опустошений народа, объединены "магнетической” силой спасительного креста? (см. рис. 13)



Данная статья опубликована на сайте: Здесь

                     

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0