ГЕРОЛЬД ДИНАСТИЧЕСКОГО ОРДЕНА КОРОЛЕВСКОГО ДОМА ДЕ ЛУЗИНЬЯН

Воскресенье, 28.04.2024, 09:54

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Армянские львы ранних гербовников | Регистрация | Вход

АРМЯНСКИЕ ЛЬВЫ РАННИХ ГЕРБОВНИКОВ 


             

        Самвел ГРИГОРЯН
29.11.2008 Самвел Григорян Статья опубликована в номере №1 (16).


                                         


АРМЯНСКИЕ ЛЬВЫ РАННИХ ГЕРБОВНИКОВ Таково название одной из глав моей книги, составленной из рассказов и размышлений о геральдических символах, которыми отмечена стезя нашей государственности. Нелегкое, но захватывающее погружение в их мир стало для меня увлекательным путешествием, полным чудесных и волнующих впечатлений. Принимаясь за большую работу или отправляясь в длительное странствие, люди, как правило, видят перед собой цель, и она становится для них путеводной звездой. Не знаю, какая лампада освещала мой путь в глубины геральдической истории Армении, но считаю необходимым пояснить собеседнику (а читатель для меня, как это ни странно звучит, все равно что собеседник), с чего все начиналось.

А начиналось все с флага. Не с "рядового” полотнища, как вы понимаете, а с "ерагуйна”. Мне неоднократно приходилось задумываться о том, как сошлись на нем и стали с тех пор неразлучными три полосы, три цвета в столь необычном сочетании. Когда я перешел от размышлений к изучению вопроса, у меня сложилось впечатление, что государственные флаг и герб Первой Республики, унаследованные современной Арменией, появлялись на свет в условиях, при которых основательное многостороннее исследование истории вопроса было попросту неосуществимо. Следует отдать должное разработчикам. В небольшом, заполненном беженцами, пыльном городе, неожиданно ставшем столицей молодого осажденного государства, вдали от мировых культурных центров с их огромными библиотечными собраниями, они сделали максимум возможного. 

Уважение к проделанной ими работе дало новый импульс предпринятому мною расследованию. Оно не ограничилось знакомством с историей создания армянского триколора; от "ерагуйна” ниточка повела в Прошлое – в мир разбросанных мелкой россыпью по страницам книг и манускриптов армянских геральдических образов. И я побрел от тома к тому, от символа к символу, от герба к гербу. В этих поисках как-то само собой родилось понимание, что забытые знаки предков неприметно возвышают душу, пробуждают достоинство и помогают распрямить спину, носящую еще окончательно незарубцевавшиеся следы многовековой иноземной тирании.

Так появилась книга "РЫК АРМЯНСКОГО ЛЬВА или Новый блеск старых символов КОРОЛЕВСТВА АРМЕНИЯ”. В ней я сделал попытку зачерпнуть хотя бы малую толику старых символов и эмблем из сокровищницы армянской геральдики, с тем чтобы драгоценные экспонаты этого своеобразного музея древностей сами приблизили нас к ответу на многие вопросы о флаге и гербе современной Армении. Завораживающая россыпь геральдических образов из этой сокровищницы формировалась в глубинной толще Истории в тесной связи с генеалогией самодержцев и правителей – тагаворов, нахараров, паронов, etc; на страницах книги нашим мысленным взорам неминуемо предстанут их величественные и сумрачные тени. Потому я, "недостойный писака”, (?·naOCIe ?Y?nA?Y, по образному выражению авторов средневековых манускриптов), "последний средь сочинителей и младший средь наставников” (Григор Нарекаци), возомнивший себя на время герольдом Армянского королевства и облачившийся в его воображаемые одежды, отправляюсь в поисках забытых, но еще окончательно не утерянных символов и знаков наших властительных предков в покрытые древней и средневековой пылью закоулки Прошлого – в те пределы времени и пространства,

где опаленные солнечным светилом орлы "уселись” на роскошный венец – имперскую тиару Тиграна Великого;
где царь зверей державного дома Багратуни сменил царя птиц предшествующих венценосных династий и встал вечным стражем "Львиных ворот”;
где знамя и крест Рубенянов стали для людей знаками милости Божьей;
где Левон II Рубенян получил от императора Священной Римской империи штандарт с "говорящим гербом” – геральдическим львом;
где 6 января 1198 г., в праздник Богоявления, при огромном стечении и к великой радости народа, он венчался королевской короной и, воссев на "львиный” трон, возродил государственность и возобновил ряд державной символики;
где из монетных дворов тагаворов началось продолжительное, почти двухвековое шествие одиноких львов;
где лев Левон глядит на нас в разных обличьях с обеих сторон золотой печати;
где замки паронов усеяли киликийскую страну – Сисван – как некую Армянскую Кастилию, где германский археолог обнаружил высеченную над воротами одного из них фигуру восстающего льва;
где юный аркаязн Левон, будущий тагавор, в хитоне, украшенном личным гербом, позировал великому художнику Торосу Рослину;
где рыцари-дзиаворы, сопровождаемые щитоносцами, выступали в поход под знаменами тагавора и паронов;
где майорканские картографы выводили над линией армянского берега рисунки полотнищ со львом и крестами;
где по причине кровосмесительных браков подвергся вырождению и пресекся ветвистый род тагаворов, и лев Рубенянов перешел к их наследникам, Лузиньянам Армении;
где знамена Левона VI воодушевили на отчаянные подвиги последних защитников Сисской крепости;
где геральдический перстень-печатка помог плененному тагавору освободиться из неволи;
где герб Армянского королевства стал частью разделенного щита иноземных венценосцев;
где и после ухода последнего тагавора армянский геральдический лев продолжил свое начавшееся в середине XIII в. странствие по страницам гербовников.

О последнем из этих эпизодов и рассказывается в предлагаемой Вашему вниманию главе вышеназванной книги



…среди других именитых особ выделялись брат короля Людовик, герцог Турени, их дяди, герцоги Беррийский, Бургундский и Бурбон; и не только все принцы крови, но также король Армении и множество прославленных ноблей, отпрысков благородных и древних родов.
Chronique du religieux de Saint-Denys, livre 7-eme, chapitre I-er, p. 419-420.


Приблизительно в те же годы, когда вдохновенный Торос Рослин писал портрет великородных молодоженов кронпринца Левона и принцессы Керан, а утомившийся бременем власти "Христом венчанный” тагавор Гетум I постепенно передавал старшему сыну бразды правления государством, армянский геральдический лев попадает в первые гербовники – рукописные сборники, содержащие описания или (и) изображения гербов императоров, королей, герцогов, лордов, графов, маркизов, других персон высшей знати. Европейской геральдике шел тогда второй век; еще только оформлялись ее каноны и условности, но давно уже появились герольды, проводились рыцарские турниры. Первоначально используемые для распознавания тяжеловооруженных, скрытых с головы до пят благородных воинов (на поле битвы или ристалища), гербы очень скоро стали одновременно знаками отличия и ратной славы.

После того как эта практика распространилась, и многие рыцари обзавелись своим гербом, появилась необходимость объединить расширившееся многообразие "щитовой” символики в своеобразные реестры – сводные списки имен родовитых персон, сопровождаемые рисованными гербовыми щитами или (и) их описаниями, сформулированными на специальном языке рождающейся геральдической науки. Такие "технические” описания получили определение "блазонов” (французское blason, английское blazon – герб); корректное толкование (изъяснение, прочтение) гербов, символов, эмблем, знаков, а также их описание на "геральдическом языке”, выдержанное в определенной правилами строгой последовательности и с использованием особой складывавшейся веками терминологии, называют также блазонированием.

Появление в середине XIII столетия первых подобных сводных документов, получивших название гербовников (фр. armorial, англ. armorial или rolls of arms – дословно, гербовые свитки или реестры), ознаменовало начало новой эпохи, получившей название "золотого века европейской геральдики”. Именно таким красивым эпитетом крупнейшие британские специалисты по средневековой геральдике Wagner и Brault обозначают время, соответствующее правлению короля Эдуарда I (1272-1307); к этому периоду они относят 18 сохранившихся гербовников. Так как в одних гербовых реестрах имя каждого включенного в список лица сопровождается соответствующим "щитовым” изображением (рисунком), а в других – текстовым описанием – блазоном, то по способу передачи геральдического содержания ранние гербовники (XIII-XIV вв.) можно условно разделить на рисованные (painted) и описательные, или блазонные (blazoned); те же из них, в которых присутствуют и рисунок, и блазон, можно называть также смешанными.

"Золотой век геральдики” не обошел стороной и символику тагаворов. В процессы, о которых мы рассказали выше, не могло не оказаться вовлеченным и Армянское королевство (или Сисван, как понравилось называть Киликийскую Армению Гевонду Алишану), являвшееся одним из средиземноморских "осколков” европейского христианского мира. Все, что связывало тагаворов с государями и престолами Запада – дипломатические отношения, деловые интересы, культурные и даже родственные связи, – "работало” на попадание армянского льва в первые европейские гербовые реестры. Таким образом, путешествия нашего геральдического хищника начались задолго до падения Сиса в 1375 г.; еще с середины XIIIв.прослеживаются его странствия по страницам различных рукописей и, позднее, печатных изданий, благодаря которым мы и имеем общее представление об элементах, композиции и цветовом оформлении составных частей армянского королевского герба.

Обозначим сразу, что каждый из этих источников представляет свою версию герба, нередко отличающуюся от других конкретной формой использования и исполнения некоторых элементов. Тем не менее важнейшая характеристика стержневого компонента гербовой композиции – цвет львиной фигуры – практически по всем описаниям и рисункам проходит константой: мы почти неизменно наблюдаем на них геральдического льва, окрашенного в красный цвет. Сразу оговоримся, что из данной закономерности имеются единичные исключения: в редких отдельных случаях сохранившиеся средневековые свитки представляют нам иной "окрас” армянского царственного хищника (примеры приведены ниже). Эти особые эпизоды весьма показательны; не исключено, что они высвечивают определенное направление в нашей королевской символике, а не являются результатом ошибки составителя или переписчика. Тем не менее, как известно, каждое исключение лишь подтверждает правило; поэтому, несмотря на эти частности, следует констатировать, что образ красного или, по-иному, червленого льва (на геральдическом "языке” lion de gueules) – исходный отличительный признак ключевого в нашей символике понятия, которое принято определять как "армянский лев” или "лев Армении” (lion d’Armenie). Займемся просмотром армянских щитов и блазонов европейских гербовников, предварительно расположив их, по мере возможности, в хронологическом порядке.

 Чтобы язык гербовых реестров был нам понятен, вспомним, что согласно установившимся канонам блазонирования классический лев изображается в профиль, стоящим на задних конечностях – то есть восстающим (вздыбленным, неистовствующим, свирепствующим – rampant). Стандартным положением его тела является обращенное геральдически вправо (для зрителя влево – в геральдике направления определяются со стороны человека, держащего щит с гербом, а не смотрящего на него); животное, "направляющееся” в противоположную сторону (геральдически влево), именуется "обращенным” (при этом стандартное обращение специально не подчеркивается). Таким образом, когда при блазонировании пишут просто "лев”, то, значит, имеется в виду изображенный в профиль и обращенный геральдически вправо вздыбленный лев. Принятым в геральдике отличительным признаком, условно превращающим классического льва (արյուծ) в леопарда (ընձարյուծ), является поворот его головы. Голова льва обращена вместе с туловищем в сторону (профиль); морда же леопарда смотрит впрямь, на зрителя (анфас). Таким образом, леопардом формально определяют шествующего льва, смотрящего впрямь (lion passant guardant). Соответственно, вздыбленный лев, смотрящий впрямь (lion rampant guardant), классифицируется как "львиный леопард” (leopard lionne), а шествующий лев (lion passant) – как "леопардовый лев” (lion leoparde). Заметим, забегая вперед, что в общей галерее киликийских львов-одиночек представлены все эти типы, но на нумизматических образцах – только два: шествующий лев, смотрящий впрямь (lion passant guardant,) или леопард и шествующий лев (lion passant), или "леопардовый лев” (lion leoparde).

Герб армянского короля присутствует уже чуть ли не в самом первом европейском геральдическом реестре, каковым многие считают французский L’Armorial Wijnbergen. Составитель этого рисованного гербовника не известен, название документ получил по имени одного из его владельцев. Всего он содержит 1 312 рисунков, сопровождаемых описаниями на французском языке. Начальную часть сборника (первые 318 щитов), где представлена знать Иль-де-Франса (вассалы короля Людовика IX Святого), ученые датируют 1265-1270 гг. Остальной гербовый ряд этого реестра, в том числе и включенные в его завершающую часть щиты королей и верховных правителей разных стран, относят к чуть более позднему периоду – промежутку времени между 1270 и 1285 гг. (см. рис.1).


Среди представленных в L’Armorial Wijnbergen королевских щитов можно найти сразу два армянских герба (1269-й по счету, принадлежащий le Roy derminie, и 1301-й, подписанный почти так же – le Roy dermine). На первом из них в золотом поле щита изображен классический красный (червленый) лев (or a lion rampant gules). (см. рис.2).

 

Второй герб "выглядит” еще интереснее; бросается в глаза, что он, по сравнению с первым щитом, раскрашен как бы "наоборот” – гербовые элементы (геральдическое животное и крест) исполнены в золоте, а фон, на котором они представлены, – красный. Обращает на себя внимание и то, что лев на этом рисунке предстает коронованным, и что он смотрит впрямь, а не в сторону (то есть перед нами одна из геральдических "разновидностей” леопарда). В отличие от льва первого герба, вытянутого по вертикали в обычной "восстающей” (вздыбленной) позе, кошачий хищник второго щита нарисован со значительным наклоном, диагонально – так что не совсем ясно, "восстает” он (и тогда перед нами так называемый "львиный леопард”) или шествует (леопард). Ну и самое главное отличие – на втором щите, кроме фигуры геральдического животного, мы видим также выступающий из-за его туловища (спины) крестообразный символический знак, условно называемый в геральдике "патриаршим крестом”. Словом, перед нами в красном (червленом) поле золотой коронованный лев, смотрящий впрямь ("львиный леопард” – lion rampant guardant), за (над) спиной которого – золотой патриарший крест (de gueules au leopard lionne couronne d’or, une croix patriarchale de meme, mouvant de son dos). Но если считать, что геральдический хищник на рассматриваемом гербовом рисунке шествует, а не восстает, мы должны будем добавить в наш блазон определение "идущий” (passant вместо rampant), а словосочетание леопардовый лев (leopard lionne) заменить на леопард (leopard) – в красном (червленом) поле золотой коронованный идущий лев, смотрящий впрямь ("леопард” – lion passant guardant), за (над) спиной которого – золотой патриарший крест (de gueules au leopard couronne d’or, une croix patriarchale de meme, mouvant de son dos).


Продолжение статьи ЗДЕСЬ

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0