ГЕРОЛЬД ДИНАСТИЧЕСКОГО ОРДЕНА КОРОЛЕВСКОГО ДОМА ДЕ ЛУЗИНЬЯН

Воскресенье, 28.04.2024, 19:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Библиотека-3 Синай_Монастырь | Регистрация | Вход

                           Синай. Монастырь Св. Екатерины 
                                               (Исторический экскурс)

Введение

                                                                                                                                  
Монастырь. Св. Екатерины, расположен почти в середине Синайского полуострова, высоко в горах (1 568 метров над уровнем моря). Дорога до него более чем живописна, среди трудно проходимых гор. Рядом с монастырём виднеются три горы, соединенные вместе: одна на юге, средняя на востоке - Хорив или гора Моисея, которая имеет высоту 2285 метров над уровнем моря, а на севере от монастыря - гора св. Епистимии. Камни этих гор хранят библейские тайны. Именно здесь Моисей (Муса) водил после исхода из Египта евреев. Здесь в горах он получил откровение от Бога и заповеди для своего народа.

Уникальное место! Монастырь существует без перерыва с 6 века. Будучи православным монастырём, он является Святыней 3-х религий: Иудаизма, Христианства и Ислама. 


Неопалимая Купина


На территории монастыря растет Неопалимая купина -куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове, а попытки посадить его в других местах не имели успеха

Стремление быть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века от Р.Х., многие селились небольшими группами вокруг горы Хиов – возле Неопалимой Купины, в оазисе Фиран и других местах южного Синая.

Монахи Синая обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища её поддержки. В 330 году по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня — убежище для монахов на случай набегов кочевников. Паломники конца IV века сообщали, что на Синае была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.Среди них прославился бывший высший офицер императора в Константинополе, Св. Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие.

Русский философ, публицист, священник Г.В. Флоровский в своей книге "Восточные Отцы V- VII веков" пишет об этом историческом периоде так: " …можно сказать, - конец IV-го века обозначает какую то бесспорную грань в истории Церкви, в истории христианской культуры. Условно эту грань можно определить, как начало Византинизма. И если не с Константина, то во всяком случае с Феодосия начинается новая эпоха. При Юстиниане она достигает расцвета…"


Среди архиепископов Синайских было немало известных в истории церкви людей. Самый знаменитый из них - преподобный Иоанн Лествичник. Он родился около 570 г. и в 16 лет пришел в монастырь на Синае. 19 лет Иоанн прожил в обители и еще 40 - в ските, после чего его избрали игуменом монастыря. Иоанн - автор «Лествицы» («Лестницы»), руководства для восхождения к духовному совершенству, почему и получил прозвище Лествичник. Книга состоит из тридцати глав-ступеней, по числу лет земной жизни Спасителя до выхода его на общественное служение. Каждая глава посвящена одной из греховных страстей или христианских добродетелей. Книга показывает, как, борясь с грехами и стяжая одну добродетель за другой, подвижник приближается к духовному совершенству.

«Лествица» была написана для иноков, но не меньшую пользу приносит она и мирянам. Четвертое воскресенье Великого поста церковь посвящает Иоанну Лествичнику. Он скончался в 649 г.


Крепость Юстиниана



Чтобы защитить многочисленных монахов, поселившихся вокруг Неопалимой купины от набегов кочевников, по приказу императора Юстиниана в VI веке были возведены мощные крепостные стены из крупных обработанных гранитных плит. Монастырские стены имеют высоту от 10 до 20 метров в зависимости от конфигурации местности и толщину от 2 до 6 метров. Крепость Юстиниана была построена вокруг предшествующих построек Св. Елены, и церкви Преображения, сохранившуюся до настоящего времени.

Часовня Неопалимой Купины, расположена рядом с церковью Преображения и является самым святым местом в монастыре. Алтарь этой часовни находится прямо на корнях Неопалимой Купины и посвящен Благовещению Святой Девы Марии. И по сей день видно на иконе изображение Девы Марии, в центре Неопалимой Купины, держащей на руках младенца Иисуса.

Главный храм монастыря посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана. Храм продолговатый, большой и красивый, пол его устлан весь красивыми мраморными плитами, он подпирается 12 большими колоннами, по 6 с каждой стороны, в виде эмблемы 12 месяцев года.


Источники Монастыря, один из которых св. источник Моисея


Жизнь отшельников, а тем более существование целого монастыря, была бы невозможна без воды. Внутри монастыря два источника, и еще один расположен снаружи, возле его северной стены. Рядом с церковью находится источник Моисея. Считается, что именно к нему Моисей пригнал овец, когда впервые увидел Бога в пламени Неопалимой купины. Кстати, отнюдь не строгий архитектурный план монастыря объясняется тем, что он был должен удовлетворить два требования: включить в себя источник Моисея и Неопалимую купину и стоять ниже русла сезонных селевых потоков. Поэтому источник и куст расположены в самой низкой части монастыря, рядом с его северной стеной.

Воды из трех источников хватает не только на нужды двух десятков нынешних обитателей монастыря, но и на полив обширного сада. Он спускается террасами от западной стены обители. Рядом с ним находится небольшое здание. На его верхнем этаже - часовня, а на нижнем - пантеон.


Святая Екатерина


Приблизительно с XI в., с ростом почитания вмц. Екатерины, Синайский монастырь, посвященный Пресвятой Богородице и Неопалимой Купине, с собором в честь Преображения Господня, стал называться также монастырём Св.Екатерины. В XIII-XIV вв. новое название вытесняет предыдущие.

Настоящее имя Святой Екатерины - Доротея. Она родилась в 287 году в Александрии. Красивая дочь состоятельных родителей, она не знала недостатка в женихах. Девушка получила хорошее образование - владела несколькими языками, изучала философию, астрономию, поэзию, музыку и математику. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе и обратил в христианство. В одном из видений Екатерина получила от Христа перстень в знак небесного обручения, и отсюда ее эпитет — «невеста Христова».


Екатерина участвовала в диспутах о вере с языческими мудрецами, которых не только победила, но и обратила в «веру Христову». По повелению императора Максимиана деву подвергали различным пыткам, в том числе на колесе с острыми шипами. Но колесо чудесным образом развалилось, а дева осталась невредимой. Тогда Римский император Максимиан сослал ее в Александрию, где в 305 году Екатерина приняла мученическую смерть, она была обезглавлена. После казни тело Екатерины исчезло. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, которое подсказало им, где искать тело мученицы. Они поднялись на самую высокую гору Синая. Мощи св. Екатерины были найдены, опознаны по кольцу на руке, которое дал ей Иисус Христос. Они спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви. С тех пор высочайшая гора Синая носит имя Святой Екатерины. Позднее, монастырь Преображения, построенный императором Юстинианом в VI в. был переименован в монастырь св. Екатерины (Santa Caterina).


Мечеть ХI века


Монастырь в период арабского завоевания Синая в 622 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты - Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим подчерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда (смотрите Фирман на подстранице).

Несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось примерно всего 30 человек.Один из самых мрачных периодов истории христианского Синая это правление фатимидского Халифа Аль-Хакима (996-1021), известного жестокими преследованиями инаковерующих, а также конфискацией церковных и монастырских имений в своем государстве.Фатимидского халифа Аль-Хакима порой называют арабским Калигулой.

Около 1012 г. Аль-Хаким приказал предводителю синайских бедуинов Ибн Гайясу уничтожить все церкви и монастыри на Синае. Были скрыты церкви в Аджруде, Эль-Кульзуме (Клисма), монастырь св. Иоанна Предтечи близ Эль-Тура. Оттуда Ибн Гайяс отправился к монастырю св. Екатерины. Однако один из иноков обители, Сулейман ибн Ибрахим, бывший чиновник фатимидской администрации, убедил его пощадить монастырь, в обмен на выдачу его сокровищ. Кроме того, разрушение такого массивного сооружения было трудновыполнимо. Предположительно к этому времени (нач. XI в.) на территории монастыря переоборудовали одно из помещений монастыря в мечеть, что опять же должно было предотвратить его уничтожение.

После смерти Аль-Хакима последние ограничения, наложенные на христиан, были сняты. Экономическое положение монастыря улучшилось, в т. ч. и за счет смещения торговых путей между Индийским океаном и Египтом: из-за обмеления порта Эль-Кульзум в районе нынешнего Суэца приблизительно с 1-й пол. XI в. корабли с пряностями стали разгружаться в синайском порту Эль-Тур, населенном христианами и связанном с монастырем. Возможно, монастырь был непосредственно вовлечен в торговые операции или же, в любом случае, получал весомую поддержку от христиан процветающего Эль-Тура - корабельщиков, рыбаков и владельцев финиковых рощ.

Однако в феврале 1091 г. у монастыря не нашлось средств, чтобы откупиться от египетского военачальника, подавлявшего мятеж синайских бедуинов и занявшего обитель. Египтяне вымогали у иноков монастырские сокровища и подвергли пыткам игум. еп. Иоанна; он умер от побоев и был причислен синаитами к лику священномучеников.

Владычество ислама оставило в центре монастыря св.Екатерины мечеть. Хотя она не действует, но ее прямоугольный минарет соседствует с соборной колокольней, напоминая о прошлом и настоящем, поскольку ислам — официальная религия современного Египта.


Монастырь и его "Мир"

Неумолимое время проносилось над высокими стенами монастыря, который стоит в вихре песчаных бурь и бурь времени, оставаясь бесстрастным свидетелем смены династий, гибели царств, рождения новых государств. Время Крестовых походов сменилось процветанием Египта, возродилась после Латинского завоевания и вновь пала под ударами турок Византийская империя, и наконец, Египет стал владением турецкого султана в 1517 году. В этот критический момент знаменитое ахтинаме пророка Магомета, вновь спасло синайцев от разорения.

Но однажды проверили монастырь на прочность и силы природы. В 1312 году мощное землетрясение произошло на Синае. Часть стен разрушилась. Восстановили их полтысячелетия спустя, в 1801 году, во время египетского похода Наполеона по личному приказу императора.

В монастыре находится одно из ценнейших в мире собраний древних рукописей и икон, хранятся мощи многих древних святых. После распада в XV веке Византийской империи русские цари стали главными хранителями православной веры. Они опекали дальние монастыри, направляли туда щедрые дары. Стоящая у святых мест Синая обитель была предметом особой заботы. И сегодня здесь немало ее зримых следов.

Над алтарем часовни Неопалимой купины — русские иконы, старейшая из них относится к XV веку. Для мощей святой Екатерины Россия подарила монастырю в 1860 году массивную серебряную раку с позолотой. Все девять колоколов главной церкви — русской работы, как и часть бронзовых люстр внутри.

Пожалуй, единственное, что омрачает воспоминания монахов о былом покровительстве России, — так это история со знаменитым Синайским кодексом. Такое название получил выполненный на пергаменте на греческом языке список Ветхого и Нового заветов. Он датируется четвертым веком и считается вторым по древности и полноте манускриптом подобного рода после Ватиканского кодекса. Синайский кодекс был обнаружен в монастырской библиотеке в середине прошлого века. После долгих переговоров в 1869 году монахи передали его России для временного изучения и копирования, за что император Александр II пожаловал монастырю 9 тысяч рублей. Но Синайскому кодексу не суждено было вернуться в родные стены. Работа с ним растянулась на десятилетия. А в 1933 году Советское правительство продало его Британскому музею за 100 тысяч фунтов стерлингов. Все попытки монастыря выкупить у англичан манускрипт были тщетны.

Впрочем, не так давно случай послал монахам некоторое утешение. В 1975 году, перестраивая старинное здание, они обнаружили потайную комнату. В ней оказались полторы тысячи древних рукописей и старопечатных книг, и среди них — 12 недостающих страниц Синайского кодекса. Ныне они украшают монастырскую библиотеку. Горворят, что по своему собранию уникальной религиозной литературы она уступает лишь библиотеке самого Ватикана. Манускриптов здесь около трех с половиной тысяч. Самый древний из них — Библия V века, так называемый Сирийский кодекс. На многоярусных металлических стеллажах расставлены еще две тысячи старинных книг.

Монастырь Святой Екатерины является одной из старейших христианских обителей на земле. Изолированность монастыря, мирное сосуществование монахов с бедуинскими племенами Синая, протекторат мусульманских правителей полуострова, дали монастырю возможность пережить политические и религиозные потрясения на протяжении многих столетий.

Информация взята из свободного доспута в интернет ресурсах

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0